Международный семинар «Качество услуг QoS/QoE и восприятие пользователя», проводимый Европейским институтом стандартизации электросвязи ЕТSI
22.09.2010
C 21 по 22 сентября 2009 г. в г. София - Антиполис ( Франция ) в конгресс - центре отеля Mercury состоялся Международный семинар «Качество услуг QoS/QoE и восприятие пользователя» проводимый Европейским институтом стандартизации электросвязи (ЕТSI).
В работе Международного семинара ЕТSI «Качество услуг QoS/QoE и восприятие пользователя» приняло участие более 60 участников из более чем 18 стран мира (Европы, Америки и Азии), а также представители технических комитетов ЕТSI, ITU, администрации связи (Norwegian P&T Authority, Georgian National Comm), крупнейших производителей оборудования (Ericsson, Nokia Siemens Networks GmbH & Co. KG, Huawei, ATT, Ascom), крупнейших международных операторов связи (Vodafone D2 GmbH, Orange, Deutsche Telekom, Telefonica, France Telecom, Swisscom, TELECOM ITALIA S.p.A, Telenor AAS и др.), научно-исследовательских центров (ИТТ РАЕН, Konftel, INRIA, Polycom, Araxxe SAS, LSTI SAS, Qualigon GmbH, FSCOM и др.) и университетов (University of Geneva, University of Tubingen, Wroclaw University of Technolo, Institut Telecom Sudparis Evry и др.).
Международный семинар ETSI «Качество услуг QoS/QoE и восприятие пользователя» был посвящен стандартизации, тенденциям и определению QoS/QoE для новых технологий и услуг, вопросам оценки и управления QoS при внедрении новых телекоммуникационных технологий, рассмотрению вопросов качества услуг аудио и видеоконференц-связи, качеству работы и верификации качества биллинговых систем, а также вопросам взаимосвязи качества услуг и пользователей этих услуг.
В ходе семинара работали шесть сессий:
- Обзор деятельности технических комитетов ETSI по QoS/QoE;
- Стандартизации, тенденциям и определение QoS/QoE;
- Использование услуг конференц-связи;
- Средства и качество услуг аудио конференц-связи;
- Средства и качество услуг видио конференц-связи;
- Взаимосвязь качества услуг и пользователей.
В ходе Международного семинара ETSI собрания было заслушано около 30 докладов (http://portal.etsi.org/docbox/stq) в которых освещены деятельность ETSI по вопросам стандартизации качества услуг QoS и восприятия качества услуг пользователем QoE (Dong Hi Sim, ETSI), деятельность технического комитета TC STQ в области стандартизации и управления QoS (Jean-Yves Monfort, ETSI TC STQ Chairman, France Telecom), взгляд на вопросы стандартизации и управления QoS в мобильных сетях связи рабочей группы STQ Mobile (Klemens Adler, Председатель рабочей группы ETSI TC STQ Mobile, Vodafone D2 GmbH), рассмотрены взаимосвязь восприятия качества услуг пользователем QoE и качества услуг QoS в сетях мобильного широкополосного доступа (David Soldani, Руководитель европейского исследовательского центра Huawei), оценки восприятия качества услуг пользователем QoE для услуг сетей NGN (Himzo Bajrić, Представитель компании BH Telecom), повышения достоверности данных QoE на основе расширения целей и детальности субъективных измерений качества услуг (Peter Brooks, Teolys, Представитель компании Psychological Research –eProjects), обсуждены вопросы роли восприятия качества услуг пользователем QoE как связующего звена между технологическим и маркетинговыми вопросами операторской деятельности компании (Bjorn Hestnes, Главный научный консультант, Telenor Corporate Development), качества предоставления конвергентных услуг в цепочке «конечный пользователь - конечный пользователь» (Е2Е) (Philippe Coudé, SFR), освещению инициативных исследований и проектов по вопросам восприятия качества услуг пользователем QoE (Antonio Cuadra Sanchez, TMF, Telefonica), новым стандартам верификации биллинговых систем(Thomas Moreau, Araxxe SAS) и сертификации этой верификации(Armelle Trotin, LSTI).
Также были рассмотрены результаты исследования субъективной оценки качества пространственных аудио конференционных систем (Laetitia Gros, Orange), вопросы оптимизации 3D приложений для аудио конференционных систем (Mansoor Hyder, University of Tubingen), использование системы аудио конференционного взаимодействия (Hans W. Gierlich, HEAD acoustics, Head of Telecom Division) и новые проблемы ухудшения оценки качества речи при изменении частотных диапазонов (Sofiene Jelassi, INRIA), ощущения телеприсутствия и как субъективная оценка качества становиться ключевым фактором общей картины восприятия (Patrick Luthi, Tandberg).
Члены отделения «Информационные и телекоммуникационные технологии» РАЕН приняли участие в работе Международного семинара «Качество услуг QoS/QoE и восприятие пользователя». Отчет ИТТ РАЕН и презентации доступны по запросу.